1. Шаг СОРТИРОВКА
Суть шага состоит в обеспечении рабочего места всем, что позволяет выполнять необходимый функционал с требуемым темпом. Принцип нацеленности на клиента проявляется следующим образом. Сначала разделим предметы на рабочем месте на нужные и ненужные. Для этого важно понять, какую ценность мы создаем на данном рабочем месте для внешнего и внутреннего клиента. Если выполняется несколько функций для разных потоков создания ценности, то определяем их все, прослеживаем согласованность и встраивание в единый рабочий процесс, учитываем возможность быстрого переключения с одного функционала на другой. Распространенным заблуждением на данном шаге является то, что считается важным избавиться от всего ненужного, именно этой задаче уделяется много внимания. При этом ненужные предметы не настолько снижают темп и качество выполнения действий, как отсутствие нужных. Кроме того, препятствием для избавления от ненужных вещей часто служит сложная система списания материально-технических ценностей или отсутствие простых прописанных алгоритмов данного процесса. Системность внедрения данного шага предполагает, что необходимо организовать ритмичное, своевременное обеспечение необходимыми составляющими выполнения функции и системную работу с исключением, снижением рисков для снижения запасов на рабочем месте. Принцип простоты реализации здесь воплощается в простых механизмах как получения нужного, так и избавления от ненужных предметов (например, удобство передачи документов в архив или быстрота получения инструмента со склада).

2. Шаг СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА
Суть шага заключается в организации нужных предметов так, что это обеспечит выполнение операций на конкретном рабочем месте согласно времени такта, что отражает принцип ориентации на клиента. При этом порядок должен быть самовоспроизводящимся, сохраняться во время работы и помогать ее выполнять, а не требовать дополнительных усилий и ресурсов. Системность задается общей для всей организации логикой организации пространства. Это обеспечивает взаимозаменяемость и самовоспроизводство элементов организации.

3. Шаг СОХРАНЕНИЕ ЧИСТОТЫ
Принцип простоты воплощен в том, что чистоту не надо специально сохранять, следует исключить/минимизировать источники загрязнения и труднодоступные места, где накапливается грязь. А также необходимо помнить, что обеспечить возможность поддержания чистоты можно, предоставив сотрудникам все необходимые инструменты. В большинстве случаев сотрудники сами не захотят находиться целый день в пыли и грязи. Системность обеспечивается полным охватом ответственности за чистоту каждого уголка организации.
4. Шаг СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Суть шага заключается в создании общих правил организации пространства компании. Стандарты должны быть простыми, например, визуализация, а не документы. Они должны все время изменяться, адаптируясь под потребности потока. Они должны быть созданы по единой согласованной системе компании (например, в брендбуке прописываются цветовые значения и типовые знаки). Стандарт на стене не поможет, если не будет контроля и мотивации обновлять, развивать и распространять правила – это проявление системности. Важно помнить, что даже если есть тысячи стандартов, но при этом нет системы их проверки и актуализации, то они останутся только на бумаге.

5. Шаг СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Суть шага заключается в том, что для сохранения данной системы необходимо уделять ей внимание до тех пор, пока она не войдет в привычку. Ношение масок в период пандемии является ярким тому примером и подтверждает, что пока уровень риска или уровень осознанности не поменяется в обществе, для этого требуется аккуратный, но неотступный контроль (так, в Японии принято на улицах ходить в масках независимо от пандемии, поэтому в период обострения люди не стали носить их больше, а после снижения риска пандемии не отказались от них). Простота внедрения шага Совершенствование заключается в наглядности результатов и простоте контроля, а его системность проявляется в целостности политики компании по системе 5С, включающей регулярные конкурсы, стенды с информацией о достижениях, обходы, обмен опытом и другие мероприятия.